Крейсер "Михаил Кутузов": путь от боевого корабля к кораблю-музею

Крейсер "Михаил Кутузов": путь от боевого корабля к кораблю-музею

Одной из известных достопримечательностей города-героя Новороссийска является артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», названный в честь великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова. В прошлом крейсер был одной из сильнейших боевых единиц Черноморского флота, а в настоящее время является кораблем-музеем, где проводят экскурсии и рассказывают всю историю этого корабля. А история у него впечатляющая.

Проект крейсера серии 68-бис разрабатывался с 1944 до 1945 года. Крейсеры, построенные по этому проекту, вошли в число 10 лучших мировых боевых кораблей XX века. Именно они стали началом создания океанского флота СССР, именно они первыми вышли за пределы морей, омывающих берега СССР, и постоянно находились в местах несения боевой службы.

Крейсер «Михаил Кутузов» создали на Николаевском судостроительном заводе, носившем имя Н.И. Носенко. Он был построен третьим, после крейсеров «Дзержинский» и «Адмирал Нахимов». Закладка судна произошла 22 февраля 1951 года, и уже в ноябре 1952 года корабль был спущен на воду. 9 августа 1954 года торжественно подняли военно-морской флаг СССР на корабле. 31 января 1955 года приказом Минобороны крейсер «Михаил Кутузов» был включен в состав Краснознаменного Черноморского флота.

Крейсер «Михаил Кутузов» стал первым в Черноморском флоте выполнять задачи боевой службы в Атлантике и Средиземном море и отстаивать интересы нашего государства на море в мирное время. Всего за свою службу крейсер и его экипаж совершили 15 дальних походов. Экипаж крейсера в течение нескольких лет получал награды Военно-Морского флота и Краснознаменного Черноморского флота, а также самым первым получил звание «Отличный крейсер». На базе крейсера готовили будущих командиров кораблей, он выпустил 17 адмиралов и около 70 капитанов I ранга. На основе богатого опыта службы крейсеров такого типа написан Корабельный Устав ВМФ, и сейчас различные корабли отрабатывают организацию на крейсерской модели. Он нанес множество официальных дружественных визитов и деловых заходов в иностранные порты, выполняя дипломатическую миссию. На борту крейсера за это время побывали многие видные политики и главы иностранных государств.

Во время службы крейсер нанес официальные визиты в Румынию (1955 г), Югославию (1956 и 1964 г), Албанию (1956 и 1957 г), Болгарию (1964 г), Алжир (1968 г). Был в районе боевых действий и оказывал помощь вооруженным силам Египта в июне 1967 года, а с августа по декабрь 1968 года помогал вооруженным силам Сирии.

Когда по невыясненным причинам произошел взрыв на линкоре «Новороссийск» в 1955 году, самым близким к нему оказался крейсер «Михаил Кутузов». Во время спасательной операции из 35 человек, направленных с крейсера для помощи пострадавшим, погибли 27 моряков.

В 1987 году крейсер перевели в резерв Военно-Морского флота. В 1992 году он был исключен из состава ВМФ и стоял в Севастополе. В 2001 году крейсер был переведен в Новороссийск, где 28 июля 2002 года, как раз в День Военно-Морского флота, произошло торжественное открытие корабля-музея. Крейсер «Михаил Кутузов» оказался последним сохранившимся кораблем класса 68-бис. Благодаря стараниям ветеранов-«кутузовцев» корабль избежал участи продажи на слом. Он сохранен как символ эпохи, как памятник флоту, как образец судостроения, как база подготовки будущих бесстрашных моряков. Он все равно продолжает служить Родине, даже оставаясь на месте. Возможно, благодаря инициативе бывших моряков у сегодняшних мальчишек после посещения музея появится мечта также бороздить моря и океаны, как это делал экипаж крейсера «Михаил Кутузов».


12 ноября 2013