Уже стало известно, что Владимир Путин принял решение о строительстве Керченского моста, который будет соединять полуостров Крым и полуостров Тамань. Президент России поручил Кабинету Министров построить соединительное сооружение в кратчайшие сроки, чтобы наладить движение между Россией и Крымом, а от транзита через Украину отказаться. Но почему раньше никто не занялся постройкой моста? У истории есть ответ на этот вопрос.
Еще с древних времен идея о постройке моста через Керченский пролив овладевала умами правителей. Были и проекты в начале ХХ века. Странно, что всерьез за работу взялись немцы в период второй мировой. Немецкие инженеры успели построить канатную дорогу через пролив. Они только успели приступить к строительству. Так что первым отцом моста через Керченский пролив можно считать Гитлера. Сталин знал о его планах, но склады со строительными материалами бомбить не собирался. Он был уверен в своей победе, поэтому не мешал строить врагам мост. Планы Сталина исполнились – фашисты были разбиты, а советские рабочие на немецком каркасе доделали масштабное сооружение.
Но мост долго не прожил, он был разрушен в 1945 году в связи с мощным штормом. Сталин вник в ситуацию, и понял, что конструкция должны быть мощная и максимально укрепленная. На строительство моста бюджет СССР должен был выделить 2 миллиарда рублей. Когда один из главных проектировщиков принес Сталину информацию о строительстве со словами: «Это будет царь-мост!». Ответ Сталина был непредсказуем: «Царь был свергнут в 1917 года, а вместо моста мы построим паромную переправу». Строили мост во время второй мировой, в основном, заключенные. Обращение было к ним не самым лучшим, поэтому и сейчас на месте находят кости сброшенных вниз рабочих.
Главный материалом, который использовали немцы, было дерево. Древесина была взята из крымских лесов. Помимо дерева были завезено и железо в огромных количествах. Есть версия, что Сталин собирался начать строительство в эти годы и заранее закупил у Германии железные основы. Строительство было колоссальным, поэтому и техника была огромных размеров. Вот какие механизации использовались немцами: 35 передвижных электростанций мощностью в диапазоне от 4 до 3000 кВт, 6 стреловых кранов на автомобильном, железнодорожном ходу, 10 паровозов, 3 передвижных механических мастерских на железнодорожным ходу, 10 водолазных станций, 8 самоходных судов и другая техника.
«Царь мост» был не только в проекте. Его даже начали строить. И даже сегодня, если верить крымским жителям, недалеко от берегов близ Керчи видна недостроенная железобетонная опора. Зато железнодорожная и автомобильная переправа отлично справлялась со своей работой вплоть до распада СССР. По переправе ходил поезд Симферополь – Баку. В связи с тем, что авто и вагоны грузили на одни и те же паромы, с обеих сторон переправы можно было наблюдать огромные очереди. В 1987 году после гибели судна «Адмирал Нахимов» специальная комиссия запретила перевозку пассажирских вагонов. Но товарные ходили до 90-ых.
Переправа работает и сейчас, её обслуживают несколько паромов. Чтобы показать масштабы паромов, можно привести пример: паром для автомобилей «Ейск», принадлежащий до последнего момента Украине, может вместить в себе 40 леговушек и 10 «КамАЗов». И в придачу на пароме может разместиться 120 пассажиров. Но вернемся к нашим событиям. По первым оценкам, на строительство моста может уйти из казны примерно 2 миллиардов долларов.
Тем не менее, осенью 2004 года открытие восстановленной железнодорожной переправы состоялось в присутствии двух президентов – Путина и Кучмы. И сегодня на не функционируют Ж/Д паромы «Анненков» и «Петровск».
Если говорить о хронике, то в 1989 году появилась книга «Архитектура мостов», написанная архитектором-практиком Б.М. Надежином. Издал книгу «Стройиздат». В ней были расписаны мостовые конструкции от античности до конца ХХ века. В некоторых проектах, которые были описаны в книге, сам автор принимал участие. Сюда попал и мост через Керченский пролив в 1944 году.
В апреле была начата работа. Начинался мост от Чушки километровой дамбой, дальше он тянулся через весь пролив и выходил на берег Еникальского полуострова, который находится между поселком Жуковка и мысом «Опасное». Конструкция была такова: 115 пролетов одного типа по 27.1 метров проворачивали на средней опоре пролетное строение двойного судоходного отверстия длиной 110 метров. Одновременно строились линии железной дороги для подходов к мосту: от завода Войков в Крыму и до Сенной на Кавказском берегу.
Моста нет – он получил множество повреждений. Его стратегическое значение было утрачено, мост заменила паромная переправа. Интересен тот факт, что во время войны отважные рабочие строили конструкцию, размеры которой не укладываются в голову. Это поистине техническое достижение СССР, а также историческое событие.
Вдоль заданной трассы мостового перехода в проливе рабочими были забиты кусты тридцатиметровых свай для основных опор. Полые внутри металлические сваи в высоту были 15 метров и удлинялись сплоченными брусьями из дерева, которые полностью были погружены под воду. Пустое пространство заполнялось бетонным раствором. На балочный ростверк свайной опоры устанавливали пространственную раму, которая тоже состояла из деревянных брусьев. Пролетные строения использовали металлические головки как опору. В те времена важным фактором была скорость работы, поэтому в первую очередь устанавливали пакеты из двутавровых балок, длина которых составляла 27 метров, а высота – 1 метр.
На мосту было 237 станции, на которой велись работы. Огромное количество рабочих и еще больше сил было потрачено на это чудо советской инженерии. Как же «царь-мост» прекратил свое существование? Ответ на этот вопрос можно найти в работе Л. Венедиктов, научного сотрудника отдела истории. В работе объясняется, что мост не имел ледорезов – это и сыграло роковую роль: северо-восточным ветром из Азова в пролив попал огромные скопления льда, которые разрушили 18 февраля 1945 года 42 мостовых опоры. Оставшиеся «в живых» 73 опоры, земляная дамба и эстакада были разрушены уже руками человека, а точнее техники. Ведь восстанавливать мост советский союз не стал. Эти опоры еще долго мешали нормальному движению судов. Даже в 1968 году продолжались работы по ликвидации остатков опор.
Вот так закончил мост через Керченский пролив. Какая ждет судьба новый мост? Через несколько лет Россия и весь мир сможет стать свидетелем открытия нового моста.