Элеватор — символ Новороссийска

Строительство элеватора

После открытия железной дороги в 1889 году через город-порт из всех хлебных областей России стали вывозить на экспорт зерно. Для его хранения начинается строительство силосного амбара в апреле 1891 года.

На территории за железнодорожным вокзалом закладывается котлован под фундамент. Его роют 7 месяцев. Огромное сооружение рассчитано на хранение 3 миллионов пудов пшеницы и строилось три года. Введено в эксплуатацию в 1894 году. Этот элеватор на то время уступал по мощности только элеватору в Чикаго.

Характеристики

Силосный амбар построен по проекту Станислава Валериановича Кербедза. Александр Николаевич Щенснович руководил работами на железнодорожной станции и строительством элеватора.

Элеватор имел транспортёрные ленты как внутри, так и снаружи. Ими подавалось пшеница внутрь здания, очищалось, хранилось в силосных башнях, по мере надобности транспортёрами загружалось в трюмы кораблей. Все механизмы элеватора работали от электрической энергии, подаваемой от электростанции трёхфазного тока. Уникальное сооружение имело день, когда посторонние могли осмотреть его внутри. Благодаря строительству элеватора через Новороссийский порт проходил основной экспорт российского зерна.

Строительство станции электрического тока

Электростанция построена рядом с элеватором на привокзальной улице. Для получения электроэнергии использовалось нефть.

Всё необходимое для работы электростанции изготавливалось на предприятиях Новороссийска. В 1981 году инженер Щенснович открыл для себя изобретение Михаила Доливо-Добровольского. Грамотный инженер понял полезность этого открытия и сумел получить разрешение свыше на строительство электростанции.

Инженер Щенснович

А.Н. Щенснович родился в селении Соломбала Архангельского уезда в 1845 году, умер в 1928 году в Китае, город Харбин.

Имел два высших образования. Закончив Морское инженерное училище, служил в Балтийском флоте. Но в 1868 году Александр Николае¬вич оставляет флотскую службу и поступает учиться в институт путей сообщения. Второе образование инженера путей сообщения он получил в 30 лет. В 1875 году был направлен на работу в Новороссийск.

Известно, что вёл активную творческую и изобретательскую деятельность, был не раз участником съездов инженеров службы путей сообщения, выступал с докладами о своих изобретениях.

Отец Н.В. Щенснович-ссыльный польский дворянин, служивший в Архангельске (Соломбала) рабочим по кораблестроительной части, сумел дать детям образование. Брат Э. Н. Щенснович-известный адмирал-подводник.

А.Н. Щенснович имел семью: Жена-Вильгельмина Людвиговна.

Сын-Александр Александрович родился в 1886 году в Новороссийске, умер в 1942 году в Париже. В 1906 году закончил морской корпус, плавал на миноносце Ретивый. Занимался, как и отец, изобретательством. В 1919 году эмигрировал в Стокгольм. Вступил в русскую лигу. Её участники совершили ряд преступлений и три убийства. Причастен к одному из них и приговорён к 4 годам заключения Шведским судом. После освобождения из тюрьмы уехал в Париж.

В 72 года в 1917 году А. Н. Щенсновича командировали во Владивосток для принятия там партии паровозов, прибывших из США.

В 1920 году эмигрировал в Харбин. Работал служащим на железной дороге. В 1921—1923 годах участвовал в эмигрантском союзе русских инженеров. Похоронен в 1926 году в городе Харбин.

В Новороссийске помнят заслуги талантливого инженера Щенсновича. Его дома занесены в реестр памятников. Это дом в посёлке Стандарт на улице Морской, ныне улица Тихоступа. А также развалины дачи на улице Красноцементной 15А.

Разграбление элеватора

Во время войн этот уникальный элеватор был разграблен. Его оборудование вывозилось за рубеж во время неоднократных смен власти.

После окончательного прихода советской власти элеватор оказался внерабочем состоянии. Но к 1930 году его отремонтировали, и он вновь стал работать.

При отступлении в 1943 году немцы вывезли всё то, что оставалось, на момент их прихода. Вокзал и элеватор от нацистов освобождала рота Александра Райкунова, которая взяла их штурмом, где заняла круговую оборону.

Новороссийский элеватор, выстоял в боях с нацистами и дождался реконструкции.

Заключение

Старый элеватор отступил под давлением технического прогресса.

Этот памятник архитектуры, который находится на улице Элеваторной, рядом с Новороссийским комбинатом хлебопродуктов, восстанавливается за счет его средств.

Author: admin